Феноменология банкротства (опубликовано в журнале National Business май 2013 г.)
В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права. С одной стороны банкротство может быть эффективным инструментом для оздоровления бизнеса. С другой стороны, многочисленные белые пятна в законодательстве делают банкротство способом мошенничества и рейдерского захвата.
История института банкротства в России
Понятие о банкротстве появилось одновременно с товарно-денежными отношениями. Первые нормы, регулировавшие отношения кредитора и должника, существовали еще в римском праве.
Наказание за банкротство было во все времена достаточно серьезное. Банкрот был синонимом вора. На него надевали ошейник и ставили у позорного столба. Было время, когда закон позволял казнить несостоятельного должника. Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль.
В России исторические корни института банкротства также глубоки. Слово встречается уже в «Русской Правде» - одном из первых русских законодательных актов, действовавшем в Древней Руси в 11-12 вв. Документ определял два вида несостоятельности. Это несчастная, возникшая в связи с чрезвычайными обстоятельствами: пожарами, стихийными бедствиями и злонамеренная, которая могла наступить в случае легкомысленного поведения купца.
Вехами развития конкурсного права явились «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740 г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г, который установил сложную систему родов и разрядов долгов. В выигрышном положении в ней находились церкви и монастыри.
Следующим этапом в развитии института несостоятельности (банкротства) было принятие в 1922г. Гражданского кодекса РСФСР, в 1923г. Однако с 1930-х гг. дела о банкротстве практически не рассматривались. Советская идеология и плановая экономика не признавала институт банкротства, и в начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.
В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление в 1992 г. в законе от 19 ноября 1992 г.«О несостоятельности (банкротстве) предприятий».Новый закон появился 8 января 1998г. «О несостоятельности (банкротстве)» и был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате из средства оздоровления экономики он превратился в источник конфликтов. Кредиторы нередко были заинтересованы не в осуществлении мер по финансовому оздоровлению предприятий, а в их банкротстве и овладении их имуществом. Это привело к разорению многих платежеспособных предприятий.
Банкротство может быть вызвано не только неспособностью погасить какой-либо долг, но и невозможностью осуществлять текущие платежи — налоговые, арендные и т. п. По закону минимальная сумма неисполненных обязательств для банкротства предприятий составляет 100 тыс. руб., а минимальная просрочка — три месяца.
Новый, действующий до сегодняшнего времени, федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят в 2002г.
Основные проблемы
Действующее российское законодательство о несостоятельности представляет собой сложную систему правовых норм.
Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» В него неоднократно вносились различные изменения и поправки, однако в законодательстве о банкротстве по прежнему существуют недоработки и белые пятна.
Задачи института банкротства - это избавление от непосильных долгов и предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов, чтобы вновь достичь финансовой стабильности. Однако в действительности благие цели института банкротства не работают. Причины – коррупция и общее неблагополучие в экономике.
Главный дефект нашего законодательства о банкротстве состоит в том, что практически нет оздоровления предприятий. То есть результативность законодательства с точки зрения того, что сохраняются на рынке предприятия, которые способны выжить, очень низка. И, конечно, именно в этом смысле надо изменять закон, - председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов.
Институт банкротства не может быть отнесен только к одной отрасли права, поскольку является комплексным институтом права, сочетающим нормы различных его отраслей. Законодательство о несостоятельности находится на стыке публичного и частного права. Именно поэтому банкротство – это капля воды, в которой отражается вся экономика.
К сожалению, сегодня банкротство чаще всего - это не оздоровление, а грабеж и передел собственности. Сложность процедуры, требующая профессионального подхода, несовершенство законодательства приводит к тому, что банкротства становятся эффективным инструментом в руках мошенников. Сегодня нечестные банкротства захлестнули страну.
«Примерно тридцать процентов всех банкротств в России приходится на заказные банкротства. Примерно треть кредиторов была заинтересована не в получении денег, а в смене собственника», - заявила руководитель Федеральной службы России по финансовому оздоровлению (ФСФО) Татьяна Трефилова.
Вместо заключения
Лучшие меры защиты от рейдерских захватов – превентивные. Для того чтобы не допустить возникновения просроченной кредиторской задолженности на предприятии, можно попробовать получить отсрочку или рассрочку уплаты долга, прекратить обязательство новацией или предоставлением отступного. Когда иск уже предъявлен, главное выиграть время, которое позволит подготовить предприятие и минимизировать ущерб от банкротства.
Кредиторы со своей стороны могут уберечься от мошенников только с помощью тщательного анализа ситуации в выявления схем банкротства.
В любом случае, банкротством с той и другой стороны должны заниматься профессионалы.