Право на пенсию восстановит суд
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39). Это обусловлено самой целью пенсионного обеспечения - предоставление человеку, достигшего определённого возраста и имеющего требуемый трудовой стаж, средств к существованию.
Согласно Конституции России политика Российской Федерации, как социального государства, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39). Это обусловлено самой целью пенсионного обеспечения - предоставление человеку, достигшего определённого возраста и имеющего требуемый трудовой стаж, средств к существованию.
Согласно Конституции России политика Российской Федерации, как социального государства, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, где устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
При этом в сфере пенсионного обеспечения должен соблюдаться принцип равенства, сущность которого сводится к исключению всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, что предполагает запрет вводить различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) .
Споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел, что свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном и исполнительном уровнях.
В соответствии с п. 1 ст. 27 названного Федерального закона правом на досрочную трудовую пенсию пользуются следующие лица: проработавшие требуемый период на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда; осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей; осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и некоторые другие.
Анализ судебной практики показывает, что основаниями отказа пенсионных органов в назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, являются следующие:
1. исключение из стажа работы по специальности периода нахождения работника на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках, отпуске по уходу за ребёнком, а также служба в рядах Вооружённых Сил;
2. несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии;
3. невыполнением нормы рабочего времени (педагогической нагрузки).
Прежде, чем рассмотреть каждое из вышеперечисленных обстоятельств более подробно, давайте обратимся к постановлению № 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
Как определено п. 11 данного постановления «по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по нормам Федерального закона № 173–ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов».
Изложенная правовая позиция Верховного Суда РФ обоснована длящимся характером трудовых отношений и значительно расширяет нормативно-правовую базу в правоприменительной практике судов.
«Учиться, учиться и учиться…»
Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня и представляет собой обновление теоретических и практических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем условиям, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, следовательно, данные периоды подлежат включению в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Деятельность, осуществляемая гражданами в период прохождения курсов повышения квалификации по своему характеру (объему, интенсивности) в полной мере не идентична работе в особых условиях, дающей право на досрочное назначение пенсии, на что пенсионные учреждения зачастую ссылаются в возражениях на исковые требования граждан. Вместе с тем, по смыслу ч. 1 ст. 196 Трудового Кодекса РФ работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Более того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось и является обязательным условием выполнения работы.
О включении в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации говорит Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2006 года: «в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации».
Период нахождения в отпуске в связи с обучением с сохранением заработной платы подлежит включению в общий трудовой стаж работника в соответствии с в п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Однако законодательных норм в отношении включения (не включения) в специальный стаж периодов учебных отпусков с сохранением заработной платы не имеется. Пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, определяет, что периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков включаются в специальный стаж. В числе же периодов, не включаемых в специальный стаж, в п. 9 Правил указываются, в частности, периоды простоя, как по вине работодателя, так и по вине работника. При этом в Правилах даже не упоминаются периоды отпуска в связи с обучением с сохранением заработной платы.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 был закреплен порядок зачета в специальный стаж работы периодов времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая или лечебная деятельность.
Верховный суд РФ в Определении N 14-В06-34 (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2006 года) указал, что «с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17,ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».
Кроме того, в соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24 июня 1974 года "Об оплачиваемых отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
В данном случае суды основываются на положениях Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Поскольку нормативное регулирование ситуаций с включением (невключением) в специальный стаж периодов учебных отпусков является недостаточно определенным, суды должны руководствоваться ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, согласно которой в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Так, удовлетворяя требования С. к УПФ РФ о включении в специальный стаж периодов нахождения в ученических отпусках с 15 февраля 1999 года по 26 марта 1999 года, с 29 ноября 1999 года по 8 декабря 1999 года, с 14 февраля 2000 года по 1 марта 2000 года, с 17 апреля 2000 года по 10 июня 2000 года, судья Муромского городского суда Владимирской области исходил из того, что в силу положений статей 196 и 198 КЗоТ РСФСР студентам вечерних и заочных высших учебных заведений в связи с обучением предоставлялись оплачиваемые отпуска и гарантировалось сохранение заработной платы, то есть в указанные периоды такие лица являлись застрахованными. Таким образом, периоды нахождения истца в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отпуск по уходу за ребёнком.
Во времена СССР в трудовой стаж, как общий, так и специальный, включалась так называемая общественно-полезная деятельность, к числу которой относился декретный отпуск и отпуск по уходу за ребёнком.
С принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516, ситуация изменилась. Пункт 5 Правил устанавливает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Отпуск по уходу за ребёнком настоящие правила игнорирует, что породило правовую неопределённость в разрешении данного вопроса при рассмотрении заявлений граждан о назначении досрочной трудовой пенсии.
Несмотря на то, что Верховный Суд РФ многократно разъяснял правовые основания и условия для включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребёнком, если он имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ" от 25 сентября 1992 года N 3543-1), случаи отказа учреждений Пенсионного фонда РФ в назначении досрочной пенсии указанной категории граждан по-прежнему продолжаются .
И даже письмо Минздрава и соцразвития РФ от 04 июня 2004 года N МЗ-637, говорящее об исчислении стажа, в том числе и специального, по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату) в расчёт не принимается.
А между тем, статья 167 КЗоТ РФ в редакции, действовавшая до 01.10.1992 года, предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Следует учитывать разъяснения государственного комитета по труду и социальным вопросам от 29 ноября 1989 года N 23/24-11, согласно которым при исчислении общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено, в связи с чем, время такого отпуска полностью должно учитываться в стаж для назначения пенсии, причем в льготном, при наличии к тому оснований, исчислении.
Немалый интерес, на мой взгляд, представляет правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенная и Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 июня 2011 г. N 46-В11-12, когда в стаж работы по специальности был включён весь период отпуска по уходу за ребёнком, в том числе имевший место после 06.10.1992 года.
Маркова Е.А. обратилась в суд к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Комсомольском районе г. Тольятти о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г. по 10 июня 1995 г. и назначении досрочной трудовой с момента подачи заявления. Решением Комсомольского районного суда г. Тольятти от 11 августа 2010 г. в удовлетворении исковых требований было отказано. Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права.
Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался со 2 апреля 1992 г.,… с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 6 октября 1992 г. по 10 июня 1995 г. подлежит включению в специальный стаж работы Марковой Е.А.
Судебная коллегия признала подлежащими отмене решение Комсомольского районного суда г. Тольятти от 11 августа 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 28 сентября 2010 г. и приняла новое решение об удовлетворении иска .
Служба в армии.
Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периода службы в Вооружённых Силах СССР, суды исходят из того, что действовавшее в период службы законодательство не содержало в себе запрета на включение в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет времени службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Так, согласно ч. 3 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". В частности, следует руководствоваться утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Подпункт "г" п. 1 Положения предусматривал, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
На основании п. 4 указанного Положения, период службы в составе Вооруженных сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет.
Когда в трудовой книжке допущена ошибка.
Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии является наиболее распространённым основанием для отказа в назначении досрочной пенсии, установленной для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда (Список № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», утверждённым Постановлением кабинета Министров СССР 26.01.1991г. № 10).
В Списках №1 и №2, наряду с профессиями и должностями указаны условия, при которых работникам предоставляется досрочное пенсионное обеспечение: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определённого класса опасности, в определённых структурных подразделениях и так далее.
В связи с этим для назначения досрочной пенсии заявителям приходится подтверждать не только страховой стаж и профессию, но и характер выполняемой работы.
Обязанность по доказыванию распределяется судами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, в частности, на ответчика возлагается обязанность доказать отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, на истца - наличие у него права на льготную пенсию.
Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555 "Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии", к основному документу, подтверждающим стаж работы, отнесена трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, в качестве подтверждения страхового стажа принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы; а при отсутствии документов о работе не по вине работника - подтверждение трудового стажа на основании показаний двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждали работу гражданина.
В связи с этим, судами в качестве доказательств, подтверждающих характер, условия работы, полную занятость истца на работе, дающей право на льготное обеспечение, помимо требуемых нормативными правовыми актами документов принимались и показания свидетелей, работавших вместе с истцом.
До недавнего времени доказывание характера и условий работы свидетельскими показаниями было возможным во многом благодаря позиции Верховного Суда РФ, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2004 года: "действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях".
К сожалению, ситуация координальным образом изменилась с 1 января 2010 года, когда вступил в силу п.3 ст.13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ), определивший, что «в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается».
Данной правовой нормой установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. При этом под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведётся в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий. Поэтому после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, суды не вправе принимать показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.
В силу ст. 60 ГПК РФ такие показания будут признаваться судами недопустимым доказательством.
Нередко основанием отказа ПФР в досрочном назначении пенсии по старости педагогическим работникам является формальное несоответствие наименования образовательного учреждения для детей, содержащего в своем наименовании имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ) Спискам.
Признавая мотивы отказа территориальных органов пенсионного обеспечения в зачете указанных периодов работы в специальный трудовой стаж работников необоснованными, суды руководствуются следующим. Действующим пенсионным законодательством в качестве основания для назначения пенсии по старости является осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей. Поэтому в случае, если учредительные документы образовательного учреждения содержат данные о виде учреждения, предусмотренного Списками (например, МДОУ-ясли-сад) и находит подтверждение осуществление образовательной, воспитательной деятельности, наличие образовательных программ, суды приходят к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Кроме того, законодатель не исключает возможность дополнения наименований образовательных учреждений территориальной или ведомственной принадлежностью, нумерацией, оригинальным названием.
Аналогичная ситуация имеет место при оценке судами пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения - клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Норма рабочего времени (педагогическая нагрузка).
Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требование о выполнение работником нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) далеко не всегда является обязательным условием.
Так, для педагогических работников подтверждение выполнения заявителем нормы рабочего времени требуется для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 1 сентября 2000 года. Это прямо определено постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.
Требование закона о наличии полной занятости в течении рабочего времени для работника, занятого на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда, было впервые введено постановлением Министерства труда РФ № 29 от 22 мая 1996 года, утвердившим разъяснение, согласно которому право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы по Спискам не менее 80 % рабочего времени. Данное постановление было введено в действие с 22 мая 1996 года. Ранее нормативно–правовые акты не предусматривали требований о наличии полной занятости, поэтому требования учреждений Пенсионного фонда ПФР о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22 мая 1996 года, можно признать в судебном порядке неправомерным.
Возврат присужденного.
И в заключение, поговорим о ситуации, когда процесс выигран, решение о признании за гражданином право на досрочную трудовую пенсию состоялось и вступило в законную силу.
Иногда, даже получив долгожданную пенсию, истец может столкнуться с постановлением о возбуждении надзорного производства. Что это означает для пенсионера и каковы последствия этого события, я хочу рассказать на примере конкретного судебного дела.
П.обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Мордовском районе Тамбовской области о признании отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и назначении пенсии. В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что она прибрела необходимый 25-летний стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности и посёлках городского типа. Решением комиссии по пенсионным вопросам Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области от 5 марта 2007 г. ей было отказано в назначении пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В специальный стаж для назначения пенсии не были включены с использованием льготного порядка исчисления (один год работы за один год и три месяца) периоды её трудовой деятельности: с 4 апреля 1983 г. по 27 февраля 1984 г. в должности фельдшера скорой помощи ... больницы ...; с 5 мая 1986 г. по 23 октября 1989 г. - акушерки ... больницы; с 24 октября 1989 г. по 28 июля 1991 г. - отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет; с 2 апреля 1992 г. по 31 октября 1999 г. - акушерки и старшей медсестры больницы; с 1 ноября 1999 г. по 10 ноября 1999 г. - старшей медсестры ... больницы; с 11 ноября 1999 г. по 10 декабря 1999 г. - нахождение на курсах повышения квалификации; с 11 декабря 1999 г. по 31 декабря 2006 г. - старшей медсестры ... больницы; с 1 января 2007 г. по 20 февраля 2007 г. - старшей медсестры отделения ... Считая решение территориального пенсионного органа нарушающим право на пенсионное обеспечение, истица просила суд обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявление о назначении пенсии впервые, то есть с 6 апреля 2005 г.
Решением Мордовского районного суда Тамбовской области от 19 марта 2009 г., вступившим в законную силу 13 мая 2009 г., исковые требования о включении вышеуказанных периодов в специальный стаж удовлетворены частично. Суд обязал ответчика назначить П.трудовую пенсию по старости с 20 февраля 2007 г.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 29 января 2009 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального права, и правовые основания для применения льготного порядка подсчета специального стажа к названным периодам работы и удовлетворения исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии отсутствовали.
Вместе с тем, суд признал, что «отмена состоявшихся по делу решений в порядке надзора приведет к нарушению принципа правовой определенности, который, как указал Европейский суд по правам человека, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено.
Правовая определенность подразумевает недопустимость повторного рассмотрения однажды решенного дела. Принцип закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу».
Подводя итог, Судебная коллегия указала, что поскольку судебное решение «вступило в законную силу 13 мая 2009 года и с указанной даты исполняется, достаточных оснований для отмены состоявшихся по данному делу судебных постановлений по доводам надзорной жалобы Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области не имеется».