Словарь
← Предыдущее слово
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ – выраженные в конституциях конкретных государств основополагающие начала; определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования. К.п. могут относиться как к конституционному строю государства в целом («Основы конституционного строя»), так и к его отдельным элементам (институтам), таким, как политическая система, правовой статус человека и гражданина, территориальная организация государства, экономическая система. К.п. подчиняют себе логически и юридически все содержание конституции и издаваемых в ее развитие законов. В соответствии с Конституцией РФ основы конституционного строя составляют следующие К.п.: республиканская форма правления (республиканизм), народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН – в ряде стран один из главных источников конституционного права. В одних (страны французского языка, а также Румыния и др.) – это закон, вносящий изменение в конституцию, в других (РФ, Казахстан) К.з. издаются по вопросам, предусмотренным конституцией. В первом случае процедура принятия К.з. совпадает с процедурой изменения конституции, во втором случае принимается в специальном (усложненном) порядке, обычно отличающемся от процедуры изменения конституции. В отдельных странах К.з. называются законы, составляющие в совокупности конституцию данного государства (напр., в Швеции – Акт о престолонаследии 1810 г., Форма правления 1974 г., Акт о свободе печати 1949 г.). См. также Федеральный конституционный закон.
Следующее слово →
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ (конституционный надзор) – особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. К.к. может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (напр., США, Аргентина, Дания, Япония); б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (напр., Австралия, Индия, Канада, Швейцария); в) специальными конституционными судами, для которых К.к. – главная функция (РФ, Австрия, ФРГ, Италия); г) особым органом несудебного характера (напр.. Конституционный совет во Франции). Объектами К.к. могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В федеративных государствах объектом К.к. являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. По содержанию К.к. может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода), конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом), предварительным (до вступления проверяемого акта в силу) и последующим (по вступлении акта в силу).
ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ – один из основных принципов организации власти в социалистических (и ряде др. государств). Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные без исключения. Наконец, принцип Е.г.в. не признает разделения органов гос. власти и органов местного самоуправления.
|
Основная информация о том, что можно самостоятельно узнать до обращения к адвокату за помощью. Полезные ссылки, документы, законы, образцы процессуальных документов. Статьи об оказании юридической помощи.
|