Роспуск парламента
РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА – в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа один из основных элементов конституционного механизма государственной власти. Право Р.п. (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит главе государства (хотя используется им обычно только по «просьбе» правительства) и является противовесом институту парламентской ответственности правительства. Основными случаями, когда конституциями предусматривается Р.п., являются: а) невозможность сформирования правительства (Болгария, Польша) или избрания президента республики (Греция); б) выражение парламентом вотума недоверия правительству (Великобритания, Словакия, Эстония), повторное или иное многократное выражение вотума недоверия правительству в течение определенного периода (РФ, Венгрия), неутверждение программы правительства (Литва), непринятие в установленный срок предложенного правительством бюджета (Польша, Эстония). Основные ограничения возможности Р.п.: не подлежит, как правило, роспуску верхняя палата, парламент не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения (РФ, Франция, Италия, Польша), в последние шесть месяцев (или иной срок) полномочий президента (РФ, Италия, Литва), или первые шесть месяцев (Литва), первый год (Франция, РФ) полномочий парламента; в ряде стран парламент не может распускаться более определенного количества раз (напр., не чаще одного раза в год в Румынии) и т.п.