«ЧУЖОЙ ДОГОВОР — ПЛОХОЙ ДОГОВОР». ИЛИ «10+1 ВЕСКИХ ПРИЧИН ...
Эпизод ТРЕТИЙ: «ЧУЖОЙ ДОГОВОР -
ПЛОХОЙ ДОГОВОР».
ИЛИ
«10+1 веских причин разработать договор самому и почему же договор скаченный из интернета - не оптимальный выбор продавца»
Итак, возможно, прочитав одну из предыдущих статей, опубликованных на нашем сайте, вы убедились, что договор в некотором смысле вещь для вашего бизнеса необходимая. Если так, то, возможно, вы зададитесь следующим вопросом: «А где этот самый договор взять?».
Вариантов жизнь, как всегда, предлагает массу. Первый, самый незатейливый, - «скачать» договор из интернета, подправить его немного и готово.
Второй вариант. Можно конечно же разработать договор самому, но это, к огорчению не юриста, труд почти такой же эффективности как и скачивание. Точнее сказать, эффективность этого труда существенно ниже, так как затрачиваешь существенно больше времени, чем скачивание. Но результат (если говорить о качестве подготовленного соглашения) примерно равен первому.
Третий вариант. Это использовать специально обученного человека. Юриста. Причем, если работа эта не будет халтурной, вестись она будет примерно по следующей схеме.
1. Изначально вы излагаете (письменно или устно) юристу о чем планируется договорится с контрагентом. Излагаете максимально НЕ юридическим языком. Излагаете именно суть (фактологию, если хотите, «физику») процесса. При этом «не грузите» юриста юридическими терминами. Типа «...мы хотим договор возмездного оказания услуг...». Поверьте, из того, что юрист услышит он сам прекрасно сделает вывод о том какой именно договор вам нужен, что в нем желательно, а что крайне необходимо предусмотреть.
2. Затем юрист задает ряд вопросов, опять же письменно или устно. Если договор сложный (или очень сложный) юрист составит список вопросов, на которые ему необходимо будет дать ответ.
3. Далее из вопросов юриста и ваших ответов на них вы совместно составите некий аналог технического задания на составление договора.
4. И наконец, вуаля. Юрист передаст вам текст договора, составленный с учетом положений действующего законодательства (закона) и судебной практики (прецедентов), который вы прочтете. Зададите вопросы, если они у вас появились при прочтении. Добавите что-то, либо уберете (сами или по просьбе контрагента). Окончательно согласовываете текст договора с контрагентом. И...
5. Финиш. Договор готов. Осталось только его подписание.
Есть еще четвертый вариант. Пусть договор разрабатывает и предлагает контрагент, а вы (или ваш юрист) его только подправите. Но это, я уверен, многим не подойдет прежде всего по бизнес-причинам. Не иметь и, соответственно, не предлагать контрагенту свой вариант договора для рекламного агентства как-то несерьезно. Это как предлагать разработать контрагенту ваш прайс-лист (вы сами разработайте, а мы подкорректируем).
И, как всегда, есть еще и пятый вариант - смешанный, комбинированный.
Давайте последовательно разбираться со всеми этими вариантами (способами).
Сегодня разберемся с первым - почему договор из интернета это плохой выбор?.
Плюсы договора из интернета:
- Никаких расходов (на этапе составления и заключения договора)
- Быстро
- Что захотел, то и добавил, или убрал
- Воспитывает самостоятельность
- Расширяет кругозор
Минусы
На этом позвольте остановиться более подробно.
Первое.
В договоре может быть не тот предмет договора (помните про «предмет» - говорилось в предыдущих статьях). На память мне приходит наиболее показательный случай, когда мне пришлось примирять (или, пользуясь модной терминологией, «проводить медиацию») сторон одного договора. А дело вот в чем.
Одна сторона, рекламное агентство, должна была разместить на стене наружную рекламу заказчика. И заключила с собственником здания договор аренды (забегая вперед скажу, аренды неизвестно чего). Понятно, что если бы договором занимался бы юрист, то он бы отмел такую конструкцию договора как договор аренды, и переформулировал бы предмет договора на возмездное оказание услуг (зная судебную практику, в том числе и позицию Высшего Арбитражного суда).
И спора бы никакого не было. Собственник здания, поняв, что предмет договора не согласован (да и вообще не годен для определения таких правоотношений сторон) решил (видимо по корыстным причинам) разместить на своем здании рекламу другого заказчика и не исполнять обязательства перед агентством. Договора-то нет, точнее бумага, что договором названа есть, только прав и обязанностей у сторон она не порождает. Дело кончилось миром. Но... столько усилий, нервов, денег (на юриста). Словом, мыть руки перед едой дешевле, чем лечить дизентерию.
Второе.
Не «правильно» сформулированный предмет договора может вызывать, мягко говоря, легко непонимание со стороны многочисленных и внимательных проверяющих органов.
Третье.
В договоре может не быть всех необходимых существенных условий (что это такое - см. предыдущие статьи на сайте ADCONSULT). Чтобы указать все существенные условия необходимо, как минимум, заглянуть в Гражданский кодекс (об этом законе я уже обещал рассказать - сделаю в одной из ближайших статей), а для некоторых договоров и в другие законы. А «в идеале» еще посмотреть судебную практику. Напомню. Нет хотя бы одного существенного условия - нет договора (договор считается незаключенным).
Четвертое.
Зачастую, когда вы начинаете дорабатывать договор, то не всегда возможно сделать документ внутренне не противоречивым. Например мне доводилось видеть договоры (по счастью для моего клиента, до момента подписания), в которых были ссылки на несуществующие пункты. И делались эти ссылки, ни много ни мало, на порядок оплаты.
Дело в том, что в процессе «подготовки» договора какие-то пункты удалили, а перенумеровать все «гиперссылки» (ссылки в договоре на другие пункты этого же договора) забыли, точнее даже не подумали об этом.
Маленький практический совет: если вы работаете над большим и сложным договором и, например, по просьбе контрагента удаляете какой либо пункт, не меняйте нумерацию других пунктов (идущих за удаленным), оставляйте в договоре и номер удаленного пункта, а в тексте пункта пишите «Удален.»
Вот так:
4.1. Исполнитель обязуется... бла-бла-бла...
4.2. Удален.
4.3. Исполнитель имеет право...
Пятое.
Часто, как правило, если договор «шьется» из нескольких, то не соблюдается терминологическое единство. То «услуги», то «работы», то «передаточный акт», то «акт приемки», то «акт приема-передачи».
Путаются даже названия сторон !!! (то «Исполнитель», то «Подрядчик», то «Общество»). В общем каша. И зачастую это не только выглядит нехорошо, зачастую и понять о чем и о ком именно идет речь не возможно. Ну или приходится догадываться. Оно вам надо? Скажу по секрету - оно и суду не надо.
Шестое.
Не определена ответственность сторон за нарушение обязательств.
Практический совет: лучше в договоре не ограничиваться фразой «...ответственность определяется действующим законодательством...». Она конечно определяется, как же иначе, но уж лучше договором предусмотреть. Так что давайте распишем подробно.
Седьмое.
В договоре могут быть положения, которые не соответствуют закону. Законодатель не дремлет и свой хлеб отрабатывает, ежегодно принимая массу законов, в том числе, тех, которые меняют законы существующие.
И вот скачали вы договор которому много лет, а законодательство уже поменялось. И хорошо если ничтожность отдельного положения договора не приведет к ничтожности договора в целом. А ведь может же быть и иначе. Оно вам надо?
Восьмое.
В «скаченном» договоре могут быть такие условия, о которых стороны и не собирались договариваться. Так например, еще на заре своей практики мне с легкостью удалось признать договор незаключенным на том основании, что в договор попало положение о необходимости его нотариального удостоверения.
Как оно туда попало - загадка. И, возможно, стороны может и хотели нотариально удостоверить сделку (хотя мои доверители утверждали что нет), но потом про это благополучно забыли. А последствием этой забывчивости было - признание договора незаключенным.
Девятое.
Правам одной стороны по договору должны корреспондировать (соответствовать) обязанности другой стороны. Присмотритесь, это бывает далеко не всегда в «договоре из интернета».
Десятое.
К договору бывают необходимы различные приложения, формы документов и т.д. Уверен, найти такого рода цельный документ во всемирной паутине - большая удача.
И, наконец, одиннадцатое.
Перепутано, неучтено, недоделано и т.д. в «чужом» договоре может быть просто ВСЁ, ЧТО УГОДНО...
Возможно обозначенные выше минусы «чужого» договора наглядно показали, что договор скаченный из интернета едва ли можно считать оптимальным выбором расчетливого продавца рекламы.
Читайте в следующем эпизоде: «Кто подписал ваш договор? Уполномоченное лицо или не очень...»
Продолжение следует.