Европейский суд по правам человека
Обращение в один из наиболее авторитетных международных органов - Европейский суд по правам человека - приобретает все большую популярность. Однако для положительного разрешения жалобы обратившийся должен знать:
- как работает Европейский Суд по правам человека,
- кто и при каких условиях может обращаться,
- какой порядок рассмотрения жалобы, адрес суда,
- что получит заявитель в результате рассмотрения жалобы,
- какие вопросы Европейский Суд разрешить не может.
Общее.
Европейский суд по правам человека был создан в 1959 году и осуществляет свою деятельность на основании Конвенции по правам человека и Протоколами к ней, вступившими в силу 3 сентября 1953 года. Конвенцию подписали и ратифицировали почти все европейские страны, тем самым приняв на себя обязательства по защите и развитию всех прав и основных свобод, продекларированных Конвенцией. РФ подписала указанную Конвенцию 5 мая 1998 года. Соответственного с этого времени и в отношении событий, произошедших после этой даты, граждане Российской Федерации получили возможность обращения в Европейский суд по правам человека.
Условия для обращения.
Однако имеются обязательные условия, соблюдение которых необходимо, прежде чем жалоба будет подана в Суд:
- предметом обращения могут быть только права, которые гарантируются Конвенцией или ее Протоколами;
- с жалобой может обращаться только сам потерпевший;
- необходимо соблюдение установленного шестимесячного срока после окончательного рассмотрения жалобы компетентными органами в стране;
- гражданам РФ обжаловать можно только те нарушения, которые произошли после 5 мая 1998 года;
- должны быть задействованы и исчерпаны все установленные внутригосударственные средства защиты нарушенных прав.
Постоянно действующий Европейский Суд по правам человека находится там же, где и Совет Европы - во Франции, Дворец прав человека в Страсбурге.
Адрес суда: European Court of Human Rights
Council of Europe
F - 67075 Strasbourg-Cedex
официальный сайт http://www.echr.coe.int/ECHR/Homepage_EN
Порядок рассмотрения жалоб
На первом этапе Судьи рассматривают поступившие жалобы на предмет приемлемости, т.е. дают заключение, соблюдены ли все требования для обращения.
Решение об отказе в принятии жалобы принимается Комитетом, состоящим из трех судей, при единогласном решении, о чем извещается заявитель. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.
Если жалоба признана приемлемой, она рассматривается Палатой по существу, т.е. решается вопрос: было ли нарушено право и принимается решение в виде Постановления Суда.
На стадии рассмотрения жалобы по существу Суд может предложить сторонам дружественное урегулирование спора, может предложить представить какие-то дополнительные доказательства или объяснения.
В более сложных случаях, например, рассмотрения межгосударственных жалоб, либо жалобы, изменяющей предыдущую практику Европейского Суда, а также аппеляции на решения Палаты, заседает Большая Палата в составе семнадцати судей.
В результате рассмотрения жалобы по существу выносится Постановление Суда.
Постановление Суда принимается большинством голосов и по истечении трехмесячного срока, который предоставляется сторонам для подачи аппеляции в Большую Палату, считается окончательным, обжалованию не подлежит и является обязательным для исполнения государством-ответчиком.
Контролирует исполнение решений Суда Комитет Министров Совета Европы.
Тот факт, что за всё время работы Суда не было ни одного случая невыполнения его решений государствами-ответчиками, говорит о высочайшем авторитете Европейского суда.
Кто может обращаться
В Европейский Суд по правам человека обращаются жертвы нарушения прав человека, т.е. те, кто считает, что их права нарушены, причем принятые ими меры по их восстановлению не дали положительного результата.
Ст. 34 Конвенции гласит, что Суд может принимать жалобы от «любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц».
Заявителями могут быть:
как физические лица, (имеющие и не имеющие гражданства, иностранцы, дееспособные и недееспособные, совершеннолетние и несовершеннолетние и т.д.),
так и юридические лица, (коммерческие и религиозные организации, различные ассоциации, в том числе профсоюзы, редакции СМИ и т.д.).
Однако процедура обращения и рассмотрения является достаточно сложной и длительной. Кроме того, следует иметь ввиду, что делопроизводство в суде ведется на английском и французском языках, что также создает дополнительные трудности. Поэтому заявители чаще всего обращаются к опытному в этих вопросах адвокату. В этом случае необходимо оформить доверенность на представление своих интересов в Суде.
Каким образом можно обратиться
Первичное обращение в Европейский суд по правам человека возможно путем подачи обычной жалобы на русском языке, изложенной в произвольной форме. Обращения по телефону и электронной почте не принимаются. Личное присутствие для обращения не требуется.
В жалобе должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место проживания, дата и место рождения, род занятий заявителя. Анонимные жалобы Судом не рассматриваются.
Далее в хронологическом порядке необходимо изложить фактические обстоятельства нарушения прав:
- когда, каким образом произошло нарушение,
- кто был этому свидетель,
- какое государство является ответчиком;
- куда, когда и каким образом вы обращались у себя в стране для защиты и восстановления своих нарушенных прав,
- какие решения и какими органами принимались.
Обязательно необходимо сослаться на статьи Конвенции с указанием на конкретные права, которые Вы считаете нарушенными.
Жалобу необходимо отправить заказным письмом с уведомлением по адресу Суда.
European Court of Human Rights
Council of Europe
F - 67075 Strasbourg-Cedex
Однако для разбирательства в Суде требуется заполнение официального документа - формуляра. От правильности и полноты его заполнения зависит результат рассмотрения.
При поступлении первичного обращения Секретариат суда направляет заявителю уведомление о получении жалобы, текст Конвенции, формуляр и рекомендации по его заполнению. Если интересы заявителя представляет доверенное лицо, то вся информация направляется представителю.
Все сопровождающие жалобу документы представляются в копиях, так как в дальнейшем возврату не подлежат.
Расходы.
Сама процедура рассмотрения дела в Суде является бесплатной. Однако в случае возникновения необходимости вызова свидетелей, экспертов встанет вопрос о материальном обеспечении. Суд может принять решение о предоставлении бесплатной юридической помощи, однако только при условии, что заявитель является неплатежеспособным и в подтверждение этого предъявлены достаточные доказательства.
Что получит заявитель в результате рассмотрения жалобы
Своим решением по делу Европейский Суд:
- устанавливает факт нарушения прав,
- присуждает справедливую компенсацию.
Для государств-членов Совета Европы решения Европейского Суда по правам человека являются обязательными для исполнения. Это означает, что государство обязано:
- выплатить справедливую компенсацию, присужденную Европейским Судом,
- восстановить признанные нарушенными права человека,
- изменить в необходимых случаях национальное законодательство или практику применения права.
Дело не может быть закрыто до тех пор, пока решение не будет исполнено государством-ответчиком.
Какие вопросы Европейский Суд по правам человека разрешить не может
Европейский суд не имеет права вмешиваться во внутренние дела государства, выступать надзорной инстанцией судебно-правовой системы государства - ответчика. Он разрешает вопросы только в пределах своей компетенции.
Поэтому не имеет смыла обращаться в Европейский суд по правам человека с вопросами, например
- оказания материальной помощи,
- розыска пропавшего родственника,
- привлечения к ответственности виновного должностного лица,
-отменить решение государственного органа и т.д.