Защита прав потребителей - совокупность мер, применяемых государственными институтами в виде издания нормативно правовых актов, регламентирующих отношения потребителя с продавцами товара и исполнителями работ (услуг), организации надзора (контроля), судебной защиты потребителя. Непосредственно, защиту своих прав осуществляет сам потребитель через представителя или лично.
Найти адвокатов, которые могут Вас проконсультировать, принять меры к досудебному урегулированию спора, подготовить процессуальные документы и представить Ваши интересы в суде, Вы можете, указав в форме город, где Вы хотите найти специалиста.
Законодательство в области защиты прав потребителей
Основные нормативно-правовые акты:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть),
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
- Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отделььных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
Другие Федеральные законы и нормативно-правовые актоы Российской Федерации:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - предусматривает ответственность за нарушения на потребительском рынке (глава 14);
- Федеральный закон от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» - устанавливает правила производства и продажи алкогольной продукции потребителю;
- Федеральный закон от 02.01.2000 г № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» - регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» - регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.1997г № 1036 «Об утверждении правил оказания услуг общественного питания» - регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере общественного питания, а также обеспечивают права потребителя на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, информации об услугах и исполнителях услуг, определяют порядок реализации этих прав;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 г. № 505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» - регулируют отношения между потребителями и исполнителями, при оказании платных образовательных услуг в сфере дошкольного, общего и профессионального образования;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» - регламентируют отношения между потребителями и исполнителями, при предоставлении коммунальных услуг.
Права потребителя
Потребителем является гражданин, который приобрел или заказал (либо имеющий намерение приобрести или заказать) товар (работу, услугу) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью.
Основные права потребителя, регламентированные законом РФ «О защите прав потребителей»:
- право потребителя на качество товара (работы, услуги), соответствующего договору или обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) обычно используется;
- право покупателя на установление срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу) в случаях, установленных законом;
- право потребителя на безопасность товара (работы, услуги);
- право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах);
- право потребителя на обмен товара ненадлежащего качества;
- право потребителя на компенсацию морального вреда;
- право потребителя на государственную и судебную защиту;
- право потребителя на судебную защиту.
Кроме этого, имеются виды товара, правила продажи которых установлены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации"
Действия потребителя при приобретении некачественного товара (услуги, работы)
В случае приобретения некачественного товара (работы, услуги) потребитель вправе:
- обратиться с заявлением (жалобой) в Федеральную службу по надзору, в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- направить продавцу претензию о нарушении права потребителя;
- обратиться с исковым заявлением в суд;
- предъявить исполнительный лист в Федеральную службу судебных приставов.